Несколько слов о тормозной системе….

26 февраля, 2013
Несколько слов о тормозной системе….
Техника торможения имеет огромное значение в гонках, нежели принято считать. Во- первых, такой маневр как торможение считается одним из самых трудных приемов при вождении гоночного болида. При вхождении в поворот, водителя поджидает намного больше опасностей, чем выход из него. Во-вторых, если произойдет непредвиденная ситуация, пилоту надо лишь снизить скорость путем ослабления давления на газ. Однако, малейшая ошибка на входе в поворот может стать фатальным, особенно в зоне торможения - так как все маневры делаются без запаса, на грани.
Кроме того, в таком маневре как торможение скрыт большой запас возможностей для ускорения и прохождения круга. Как уже сложилась, процитирую слова Ники Лауды: "Вход в поворот начинается тогда, когда скорость на трассе внезапно прерывается, и правая нога мгновенно переставляется с педали газа на педаль тормоза".
В результате, маневр начинается не только в момент снижения давления на педаль газа, но и само действие имеет большое значение. И в ситуации, когда вы особо не обращая внимания на детали сразу же сбросите ускорение, то есть говоря по-простому скинете газ, ничего хорошего не из этого не выйдет. В момент резкого сброса газа может случиться так называемый "клевок" передней части автомобиля, который может нарушить его приемлемый баланс. Сбрасывать скорость нужно очень плавно, при этом все же довольно быстро. Давить на педаль тормоза нужно так же нежно и плавно, однако так же энергично, а самое важное - прогрессивно. Как же сделать так, чтобы сочетать эти различные, порой даже взаимоисключающие, маневры? Это и является искусством техники торможения, от которой многое зависит.
Наилучшая работа колес при торможении, достигается при 3-10-процентном проскальзывании, точно так же, как и при действии в повороте. В случае, когда тормозное усилие превышено, то шины могут сорваться в скольжение, тогда эффективность данного маневра снизится, и автомобиль станет неуправляемым. Более того, после единственного такого маневра мягкие шины гоночного автомобиля могут превратиться в "квадратные", из-за которых зачастую происходят непонятные вибрации, и пилот вынужден посещать незапланированно пит-лейн.
Когда и где нужно начинать тормозить? Снова процитируем Ники Лауде: "Момент торможения можно вычислить путем практических тренировок, как правило, точка торможения запечатлеется в памяти пилота каким-нибудь знаком или ориентиром, типа "сразу перед чем-либо" или "сразу за чем-либо". Так, любой поворот должен зафиксированный знак начала торможения". Подобным ориентиром может служить рекламный щит, или дерево, заплатка на покрытии трассы или еще что-нибудь... Самая известная ошибка, которую зачастую совершают новички вследствие отсутствия необходимой психологической подготовки. Подобное случается, когда пилот довольно давно сбросил педаль газа, а автомобиль еще не начал тормозить. За эти секунды автомобиль проезжает сотни метров, не прибавляя скорость, но и не тормозя. Запомните, самое главное правило пилота гласит: "нога водителя должна сражу же нажимать на педаль тормоза или газа и никогда не застревать между ними".