Базовые правила картинга.

04 марта, 2013
Базовые правила картинга.
Рассмотрим некоторые базовые правила картинга, без знания которых доехать можно только до ближайшего поворота. Именно при прохождении поворота проявляется мастерство. Умение проходить повороты на предельной скорости очень ценится в картинге. Как определить максимально возможную скорость?
Если сильно упрощать, в ходе поворота машина балансирует между центробежной силой, и силой сцепления между покрышками и полотном трассы. Этот баланс как раз определяет прохождение поворотов. Заметим также что, при движении по прямой, какая-то часть мощности двигателя съедает сопротивление воздуха и трение покрышек. А в ходе поворота появляются также дополнительные силы, уменьшающие эффект от мощности мотора, к примеру, центробежная сила. Формула центробежной силы: F = mv2/R. Так что легко заметить что, чем радиус поворота больше, тем меньше центробежная сила. Так что на этом этапе наша задача определяется - прямее траектория, шире повороты.
Рассмотрим существующие виды поворотов: Изгиб трассы, — угол такого поворота не больше 60°; простой или быстрый поворот — угол такого поворота 60° - 90°; сложный или крутой поворот — угол этого поворота больше 90°; шпилька, разворот — поворот на 180° то есть трасса разворачивается в обратную сторону; комплексный поворот — состоящий из нескольких поворотов, которые следуют один за другим.
Для дальнейшего рассмотрения правил прохождения поворотов нам пригодится понятие апекса. Слово «Apex» можно перевести как вершина, высшая точка. Существует два понятия, что такое апекс, но мы будем считать, что это высшая точка траектории. Основные правила прохождения поворотов
«SLOW-IN AND FAST-OUT». Смысл этого правила в том, что надо замедлиться перед входом в поворот, а на выходе из поворота ускориться. Можно попробовать влететь в поворот на высокой скорости. Вот только наиболее вероятно что:1) карт зарывается в покрышки, если замедляться не очень активно; 2) карт переворачивается против направления движения, если нажать на тормоз слишком сильно
«OUT-IN-OUT». Входить в поворот по внешней линии, проходить апекс по внутренней и выходить из поворота снова по внешней линии. Таким образом, вы используете всю ширину трассы и максимально увеличиваете радиус поворота, а значит, проходите поворот попрямее.
АПЕКС ТРАЕКТОРИИ УСТАНОВИТЬ ЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ АПЕКСОМ ПОВОРОТА. Это поможет еще больше спрямить траекторию на второй половине поворота
РАССМАТРИВАТЬ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОВОРОТ КАК ОДИН. При прохождении комплексного поворота попробуйте определить усредненную траекторию, которая позволит пройти поворот как один. Это правило подойдет и для ситуации двух поворотов соединенных короткой прямой.
СГЛАЖИВАЙТЕ СГИБ. При плавном повороте старайтесь придерживаться внутреннего радиуса.
Конечно, на реальной трассе вряд ли будет так хорошо как в теории. Мастерство как раз и заключается в применении базовых правил на практике.